Теучежский районный суд удовлетворил иск Теучежской межрайонной прокуратуры. | версия для печати |
13.01.2025г. Теучежский районный суд удовлетворил иск Теучежской межрайонной прокуратуры. Теучежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО и гражданину о признании договора аренды земельного участка недействительным, расторжении договора, возложении обязанности освобождения земельного участка и исключении записи из ЕГРН. В обоснование исковых требований указано, что Теучежской межрайонной прокуратурой проанализировано соблюдение требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками, по результатам установлено следующее. 28.12.2021 года между администрацией и гражданином Б заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства, для сенокошения и выпас сельскохозяйственных животных», площадью 39084 кв.м. Основанием предоставления земельного участка послужило заявление гражданина Б от 14.12.2021 г. о предоставлении земельного участка для сенокошения и выпаса скота, распоряжение администрации МО №675 от 27.12.2021 г. «О предоставлении в аренду земельного участка» на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (без торгов). Договор заключен на 3 года, предоставлен без проведения торгов на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Установлено, что данный договор аренды земельного участка заключен с нарушением требований законодательства, с связи с чем является недействительным и подлежит расторжению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.04.2003 № 112 «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Пунктом 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве определено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. В целях регулирования земельных отношений на территории Республики Адыгея в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 «О регулировании земельных отношений». Согласно ст. 5 (1) Закона РА № 86, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара. В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно требованиям ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (в данном случае пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №ПЛ0412, вид разрешенного использования сенокошение (1.19) и выпас сельскохозяйственных животных (1.20), являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков. Учитывая изложенные выше нормы закона, следует, что сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных это один из этапов ведения гражданами личного подсобного хозяйства на земельных участках, для которых законом установлен особый способ предоставления, а также установлены и предельные размеры таких участков. Фактически согласно п.1.1. Договора аренды от 28.12.2021 гражданину Б без проведения соответствующих торгов предоставлен полевой земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 39084 кв.м, для сенокошения и выпаса скота с превышением установленных предельных размеров. Согласно требованиям ст.166, 167, 168, 422 ГК РФ, п.п. 15, 19 п. 2 ст. 39.6, ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Республики Адыгея № 86 «О максимальном размере общей площади земельных участков личного подсобного хозяйства» земельный участок гражданину Б предоставлен с нарушением положений земельного законодательства, поскольку превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства (сенокошения, а также выпаса сельскохозяйственных животных), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности. В соответствии с действующим законодательством установлен лимит площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства для личных нужд, в том числе выпаса сельскохозяйственных животных и сенокоса, который составляет 2,5 га. По мимо указанного, в силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 01:06:2700005:26 из земель сельскохозяйственного назначения имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» (как на момент заключения спорного договора, так и на момент подачи настоящего искового заявления), что в силу закона (ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ) предполагает его предоставление только путем проведения соответствующих торгов и положения пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (без торгов) в данных правоотношениях не применимы, в связи с чем участок предоставлен в нарушение его целевого использования, что также является нарушением ст.ст. 7, 42 ЗК РФ, согласно которым земельный участок должен использоваться по целевому назначению. В п. 1 распоряжения администрации МО от 27.12.2021 № 675 «О предоставлении в аренду земельного участка» указаны несоответствующие данным, внесенным в ЕГРН, сведения о том, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных». Кроме того, предоставление земельного участка без проведения торгов негативно влияет на конкуренцию на рынке земель сельскохозяйственного назначения, поскольку другие хозяйствующие субъекты, которые имели бы намерение получить в аренду земельные участки были лишены такой возможности. Действия администрации МО привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является недопустимым в соответствии с требованиями п.2 ст.13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции». Указанные действия препятствуют развитию добросовестной конкуренции, поскольку лишают потенциальных участников торгов, занимающихся аналогичным видом деятельности, возможности на получение земельных участков и возможности воспользоваться своим правом, предусмотренным ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, запрещенной законом экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Непроведение конкурентных процедур при наличии иных лиц заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, не имеют возможности принять участие в конкурентных процедурах. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному знаку либо право ведения деятельности в нем. Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, общества и государства, так как предоставление земельного участка противоречит нормам закона, свободное толкование условий предоставления земельного участка в обход установленной процедуры может способствовать незаконному выбытию земли из государственного владения или использованию такого земельного участка способами, нарушающими закон. Просит признать недействительным и расторгнуть договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39084 кв.м, от 28.12.2021, заключенный между администрацией МО и гражданином Б. Возложить на гражданин Б обязанность освободить земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39084 кв.м, и передать его в распоряжение администрации МО. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка правом аренды на основании договора от 28.12.2021, заключенного с гражданином Б Представитель истца прокурор К в судебном заседании поддержала требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации МО гражданин Т, в судебное заседание не явилась, просит о рассмотрении дела в её отсутствие. Ответчик гражданин Б, надлежаще извещенный о дате и времени рассмотрении дела в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие или отложить его рассмотрение. Согласно ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании указанной нормы закона, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика гражданина Б. Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства администрацией, по результатам которой установлено следующее. Между администрацией и гражданином Б 28.12.2021 года заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных», площадью 39084 кв.м., сроком на 3 года. Земельный участок предоставлен гражданину Б на основании её заявления от 14.12.2021 г. и распоряжения администрации №675 от 27.12.2021 г. «О предоставлении в аренду земельного участка». Договор между сторонами заключен без проведения торгов на основании п.п.19 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, предусматривающий Однако данный договор аренды земельного участка противоречит действующему законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.04.2003 № 112 «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Согласно ст. 5 (1) Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 «О регулировании земельных отношений», регулирующим земельные отношения на территории Республики Адыгея, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара. В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно требованиям ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (в данном случае пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №ПЛ0412, вид разрешенного использования сенокошение (1.19) и выпас сельскохозяйственных животных (1.20), являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков. Из изложенного следует, что сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных это один из этапов ведения гражданами личного подсобного хозяйства на земельных участках, для которых законом установлен особый способ предоставления, а также установлены и предельные размеры таких участков. Согласно требованиям ст.166, 167, 168, 422 ГК РФ, п.п. 15, 19 п. 2 ст. 39.6, ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Республики Адыгея № 86 «О максимальном размере общей площади земельных участков личного подсобного хозяйства» земельный участок, площадью 211 950 кв.м. гражданину Б предоставлен с нарушением положений земельного законодательства, поскольку предоставлен без проведения торгов и превышением потребности для ведения личного подсобного хозяйства (сенокошения, а также выпаса сельскохозяйственных животных), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности. В соответствии с действующим законодательством установлен лимит площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства для личных нужд, в том числе выпаса сельскохозяйственных животных и сенокоса, который составляет 2,5 га. Кроме того, предоставление земельного участка без проведения торгов негативно влияет на конкуренцию на рынке земель сельскохозяйственного назначения, поскольку другие хозяйствующие субъекты, которые имели бы намерение получить в аренду земельные участки были лишены такой возможности. Действия администрации привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является недопустимым в соответствии с требованиями п.2 ст.13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции». Указанные действия препятствуют развитию добросовестной конкуренции, поскольку лишают потенциальных участников торгов, занимающихся аналогичным видом деятельности, возможности на получение земельных участков и возможности воспользоваться своим правом, предусмотренным ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, запрещенной законом экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Непроведение конкурентных процедур при наличии иных лиц заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, не имеют возможности принять участие в конкурентных процедурах. Предоставление указанного земельного участка противоречит нормам закона, свободное толкование условий предоставления земельного участка в обход установленной процедуры может способствовать незаконному выбытию земли из государственного владения или использованию такого земельного участка способами, нарушающими закон, в связи с чем, с целью осуществления контроля за сохранностью земельных участков, переданных в аренду, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, предоставляет право прокурору обратиться с иском в суд. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Теучежского межрайонного прокурора к администрации и гражданина Б о признании договора аренды земельного участка недействительным, расторжении договора, возложении обязанности освобождения земельного участка и исключении записи из ЕГРН, удовлетворить полностью.
Признать недействительным договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39 084 кв.м. от 28.12.2021 года, заключенный между администрацией и гражданином Б, Расторгнуть договор аренды земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39 084 кв.м. от 28.12.2021 года, заключенный между администрацией и гражданином Б.
Возложить на гражданина Б обязанность освободить земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39 084 кв.м. и передать его по акту в распоряжение муниципального образования в лице администрации. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка правом аренды на основании договора от 28.12.2021 года, заключенного с гражданином Б. Решение еще не вступило в законную силу.
|