Arms
 
развернуть
 
385200, Республика Адыгея, г. Адыгейск, пр. Ленина, д. 17
Тел.: (87772) 9-11-77
teuchezhsky.adg@sudrf.ru
385200, Республика Адыгея, г. Адыгейск, пр. Ленина, д. 17Тел.: (87772) 9-11-77teuchezhsky.adg@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 15.01.2025
Теучежский районный суд удовлетворил иск Теучежской межрайонной прокуратуры.версия для печати

13.01.2025г. Теучежский районный суд удовлетворил иск Теучежской межрайонной прокуратуры.

Теучежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО  и гражданину о признании договора аренды земельного участка недействительным, расторжении договора, возложении обязанности освобождения земельного участка и исключении записи из ЕГРН.

В обоснование исковых требований  указано, что Теучежской межрайонной прокуратурой проанализировано соблюдение требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками, по результатам установлено следующее.

28.12.2021  года между администрацией   и гражданином Б  заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства, для сенокошения и выпас сельскохозяйственных животных», площадью 39084 кв.м.   Основанием предоставления земельного участка послужило заявление гражданина  Б от 14.12.2021 г. о предоставлении земельного участка для сенокошения и выпаса скота, распоряжение администрации МО  №675 от 27.12.2021 г. «О предоставлении в аренду земельного участка» на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (без торгов).

Договор заключен на 3 года, предоставлен без проведения торгов на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

Установлено, что данный договор аренды земельного участка заключен с нарушением требований законодательства, с связи с чем является недействительным и подлежит расторжению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.04.2003 № 112 «О личном подсобном хозяйстве»  личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Пунктом 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве определено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

В целях регулирования земельных отношений на территории Республики Адыгея в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 «О регулировании земельных отношений». 

Согласно ст. 5 (1) Закона РА № 86, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно требованиям ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (в данном случае пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №ПЛ0412, вид разрешенного использования сенокошение (1.19) и выпас сельскохозяйственных животных (1.20), являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.

Учитывая изложенные выше нормы закона, следует, что сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных это один из этапов ведения гражданами личного подсобного хозяйства на земельных участках, для которых законом установлен особый способ предоставления, а также установлены и предельные размеры таких участков.

Фактически согласно п.1.1. Договора аренды от 28.12.2021 гражданину  Б  без проведения соответствующих торгов предоставлен полевой земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 39084 кв.м, для сенокошения и выпаса скота с превышением установленных предельных размеров.

Согласно требованиям ст.166, 167, 168, 422 ГК РФ, п.п. 15, 19 п. 2 ст. 39.6, ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Республики Адыгея № 86 «О максимальном размере общей площади земельных участков личного подсобного хозяйства» земельный участок гражданину Б предоставлен с нарушением положений земельного законодательства, поскольку превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства (сенокошения, а также выпаса сельскохозяйственных животных), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с действующим законодательством установлен лимит площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства для личных нужд, в том числе выпаса сельскохозяйственных животных и сенокоса, который составляет 2,5 га.

По мимо указанного, в силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 01:06:2700005:26 из земель сельскохозяйственного назначения имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» (как на момент заключения спорного договора, так и на момент подачи настоящего искового заявления), что в силу закона (ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ) предполагает его предоставление только путем проведения соответствующих торгов и положения пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (без торгов) в данных правоотношениях не применимы, в связи с чем участок предоставлен в нарушение его целевого использования, что также является нарушением ст.ст. 7, 42 ЗК РФ, согласно которым земельный участок должен использоваться по целевому назначению.

В п. 1 распоряжения администрации МО  от 27.12.2021 №          675        

«О предоставлении в аренду земельного участка» указаны несоответствующие данным, внесенным в ЕГРН, сведения о том, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных».

Кроме того, предоставление земельного участка без проведения торгов негативно влияет на конкуренцию на рынке земель сельскохозяйственного назначения, поскольку другие хозяйствующие субъекты, которые имели бы намерение получить в аренду земельные участки были лишены такой возможности. Действия администрации МО привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является недопустимым в соответствии с требованиями п.2 ст.13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции».

Указанные действия препятствуют развитию добросовестной конкуренции, поскольку лишают потенциальных участников торгов, занимающихся  аналогичным видом деятельности, возможности на получение земельных участков и возможности воспользоваться своим правом, предусмотренным ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Непроведение конкурентных процедур при наличии иных лиц заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, не имеют возможности принять участие в конкурентных процедурах.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному знаку либо право ведения деятельности в нем.

Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, общества и государства, так как предоставление земельного участка противоречит нормам закона, свободное толкование условий предоставления земельного участка в обход установленной процедуры может способствовать незаконному выбытию земли из государственного владения или использованию такого земельного участка способами, нарушающими закон.

 Просит признать  недействительным и расторгнуть договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39084 кв.м, от 28.12.2021, заключенный между администрацией МО и гражданином  Б.

              Возложить на гражданин Б обязанность освободить земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39084 кв.м, и передать его в распоряжение администрации МО.

              Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка правом аренды на основании договора от 28.12.2021, заключенного с гражданином  Б

Представитель истца  прокурор К в судебном заседании поддержала  требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО  гражданин Т, в судебное заседание не явилась, просит о рассмотрении дела в её отсутствие.

Ответчик гражданин Б,   надлежаще извещенный о дате и времени рассмотрении дела в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие или отложить его рассмотрение.

Согласно ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании указанной нормы закона, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика гражданина  Б.

Суд,  исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

 Как установлено в судебном заседании  и подтверждается материалами дела Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства  администрацией, по результатам которой установлено следующее.

Между администрацией и гражданином Б 28.12.2021 года  заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных», площадью 39084 кв.м., сроком на 3 года.

Земельный участок предоставлен гражданину Б на основании её   заявления  от 14.12.2021 г. и распоряжения администрации №675 от 27.12.2021 г. «О предоставлении в аренду земельного участка».

Договор между сторонами заключен без проведения торгов на основании п.п.19 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, предусматривающий

предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов  в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Однако данный договор аренды земельного участка противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.04.2003 № 112 «О личном подсобном хозяйстве»  личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве,   максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Согласно ст. 5 (1) Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 «О регулировании земельных отношений»,  регулирующим земельные отношения на территории Республики Адыгея, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно требованиям ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (в данном случае пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №ПЛ0412, вид разрешенного использования сенокошение (1.19) и выпас сельскохозяйственных животных (1.20), являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.

Из изложенного следует, что сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных это один из этапов ведения гражданами личного подсобного хозяйства на земельных участках, для которых законом установлен особый способ предоставления, а также установлены и предельные размеры таких участков.

Согласно требованиям ст.166, 167, 168, 422 ГК РФ, п.п. 15, 19 п. 2 ст. 39.6, ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Республики Адыгея № 86 «О максимальном размере общей площади земельных участков личного подсобного хозяйства» земельный участок, площадью 211 950 кв.м. гражданину  Б предоставлен с нарушением положений земельного законодательства, поскольку предоставлен без проведения торгов и  превышением потребности для ведения личного подсобного хозяйства (сенокошения, а также выпаса сельскохозяйственных животных), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с действующим законодательством установлен лимит площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства для личных нужд, в том числе выпаса сельскохозяйственных животных и сенокоса, который составляет 2,5 га.

Кроме того, предоставление земельного участка без проведения торгов негативно влияет на конкуренцию на рынке земель сельскохозяйственного назначения, поскольку другие хозяйствующие субъекты, которые имели бы намерение получить в аренду земельные участки были лишены такой возможности.

Действия администрации привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является недопустимым в соответствии с требованиями п.2 ст.13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции».

Указанные действия препятствуют развитию добросовестной конкуренции, поскольку лишают потенциальных участников торгов, занимающихся аналогичным видом деятельности, возможности на получение земельных участков и возможности воспользоваться своим правом, предусмотренным ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Непроведение конкурентных процедур при наличии иных лиц заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, не имеют возможности принять участие в конкурентных процедурах.

Предоставление указанного земельного участка противоречит нормам закона, свободное толкование условий предоставления земельного участка в обход установленной процедуры может способствовать незаконному выбытию земли из государственного владения или использованию такого земельного участка способами, нарушающими закон, в связи с чем, с целью осуществления контроля за сохранностью земельных участков, переданных в аренду, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ,  предоставляет право прокурору обратиться с иском в суд.

На основании изложенного,  руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

 

           Исковое заявление Теучежского межрайонного прокурора к администрации и  гражданина Б о признании договора аренды земельного участка недействительным, расторжении договора, возложении обязанности освобождения земельного участка и исключении записи из ЕГРН, удовлетворить полностью.

 

 Признать недействительным договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39 084 кв.м. от 28.12.2021 года, заключенный между администрацией и гражданином Б,

Расторгнуть договор аренды земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 39 084 кв.м.  от 28.12.2021 года, заключенный между администрацией и гражданином Б.

 

Возложить на гражданина Б обязанность освободить земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования  «для сельскохозяйственного производства»,  площадью 39 084 кв.м. и передать его по акту в распоряжение муниципального образования в лице администрации.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка  правом аренды на основании договора от 28.12.2021 года, заключенного с гражданином  Б.

Решение еще не вступило в законную силу.

 

 

 

 

опубликовано 07.03.2025 12:44 (МСК)